В этой части коротко изложен сюжет «Бойцовского клуба» Финчера, «Криминального чтива» Тарантино, «Донни Дарко» от Ричарда Келли и «Матрицы» братьев Вачовски.
«Бойцовский клуб» – американский кинофильм 1999 года режиссёра Дэвида Финчера по мотивам одноимённого романа Чака Паланика. Главные роли исполняют Эдвард Нортон, Брэд Питт и Хелена Бонэм Картер. Нортон играет безымянного рассказчика — обезличенного обывателя, который недоволен своей жизнью в постиндустриальном потребительском обществе «белых воротничков». Большинство пишущих о «Бойцовском клубе» сходятся на том, что финчеровский фильм вскрывает пагубное влияние на мужскую психологию культуры потребительства. По шутливому определению New York Times, это «самый гламурный рекламный ролик, который только можно было придумать для антиглобализма». Для Эдварда Нортона «Бойцовский клуб» — способ проникнуть внутрь «паралитического отчаяния, которое мы испытываем перед лицом той системы ценностей, которую нам навязала реклама». Для Бреда Питта «Бойцовский клуб» — «метафора потребности раздвинуть те стены, которые мы воздвигли вокруг себя, и впервые испытать боль».
«Донни Дарко» — мистический триллер 2001 года, дебют 26-летнего американского режиссёра Ричарда Келли. Художественный мир фильма выстроен по принципам магического реализма наподобие таких лент, как «Твин Пикс». Его отличие от многих подобных фильмов в том, что сюрреалистические события могут быть объяснены. Для этого по всему фильму разбросаны цитаты из трактата Роберты о путешествиях во времени. На официальном DVD режиссёр обстоятельно растолковывает подробности построения этого мира. В 2009 году вышло продолжение под названием «С. Дарко». Ричард Келли отказался участвовать каким-либо образом в съёмках второй части. «С. Дарко» вызвал неоднозначную реакцию у поклонников фильма: по мнению многих из них, такой фильм, как «Донни Дарко», не может иметь продолжения.
«Криминальное чтиво» – кинофильм режиссёра Квентина Тарантино. Сюжет фильма нелинеен, как и почти во всех остальных работах Тарантино. Всего в сценарии можно насчитать шесть частей, при этом авторские названия имеют три из них: «Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса», «Золотые часы» и «Ситуация с Бонни». Первая и последняя части (Ограбление) пересекаются во времени и происходят в одном и том же месте. Две хронологически последовательные части («Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса» и «Золотые часы») показаны также одна за другой. Две новеллы из трёх Тарантино написал до сценария «Бешеных псов» и «Настоящей любви». После успеха этих фильмов Тарантино решил дописать сценарий. Также он хотел, чтобы три новеллы были поставлены разными режиссёрами, но в итоге режиссурой всего фильма Тарантино занимался в одиночку.
«Матрица» – культовый научно-фантастический боевик, снятый братьями Вачовски. Фильм изображает будущее, в котором реальность, существующая для большинства людей, есть в действительности симуляция типа «мозг в колбе», созданная разумными машинами, чтобы подчинить и усмирить человеческое население, в то время как тепло и электрическая активность их тел используются машинами в качестве источника энергии. Картина вызвала значительный резонанс в сфере философской мысли, обсуждению её аллегорического смысла посвящены многочисленные статьи. Наиболее полное соответствие идее «Матрицы» находят в платоновском мифе о Пещере. Фильм вышел на экраны США 31 марта 1999 года и положил начало трилогии фильмов, а также комиксам, компьютерным играм и аниме по мотивам.