«Иногда лучшее решение для проекта, у которого осталось три месяца на перезапуск, а сам продукт не прошёл проверку в столкновении с реальностью, — уехать в Таиланд», — пишет автор материала.
В начале 2012 года датчане Тор Фридрикссон и его знакомый Томас Уотсон Стин задумали создать приложение для футболистов-любителей, с помощью которого они бы могли вести историю собственных достижений и делиться ими с друзьями и родственниками. Основатели создали макет приложения и протестировали его на одном из копенгагенских футбольных клубов третьего дивизиона — Kjøbenhavns Boldklub. В тестировании приняли участие игроки и тренеры клуба.
По словам Фридрикссона, попробовавшим приложение всё понравилось. Тогда основатели поставили перед собой задачу за три месяца разработать версию программы, которую можно было бы запустить на рынок.
Тор Фридрикссон только что продал свой предыдущий стартап и мог заниматься построением приложения целый день, а Стин заключил контракт с «одним из крупнейших скидочных сервисов Скандинавии» на модернизацию всей системы и мог помогать знакомому только по вечерам. По словам Фридрикссона, заканчивали они всегда не раньше полуночи, и все три месяца один из сооснователей спал в среднем не больше 4-5 часов в день.
Первая версия Pumodo появилась в App Store в апреле, в её тестировании приняли участие пять футбольных команд. Обратная связь, по словам сооснователей, была положительной, а показатели — многообещающими. В среднем каждый пользователь приложения добавил в список игроков, за которыми он хотел бы следить, 6,4 спортсменов. «Интервью с потенциальными пользователями показали, что фанатам понравилась идея следить за любимыми игроками, на матчах которых они не смогли присутствовать».
Как отмечают основатели стартапа, они исходили из расчёта, что у каждого игрока есть в среднем трое родных или друзей, которые хотели бы быть в курсе его успехов. Учитывая общее количество выступающих игроков и спортсменов, сидящих на скамейки запасных, в среднем у каждой команды было около 45 таких «фанатов». При этом на каждом матче, по расчетам основателей, присутствовало лишь пятеро из них, а значит, около 40 верных поклонников команды находятся не на стадионе и хотели бы быть в курсе успехов команды.
Сооснователи провели Skype-конференцию с представителями производителя спортивной одежды и инвентаря Adidas, и, по их словам, убедились в том, что они выбрали верную модель монетизации — сотрудники Adidas подтвердили, что они будут готовы рассмотреть сотрудничество со стартапом, как только тот наберет достаточную пользовательскую базу.
Примерно в это же время Фридрикссон и Стин решили переехать на время в Кремниевую долину. «Мы никогда прежде там не были, и нам показалось, что это должно быть весело. К тому же, США — третья по численности футболистов-любителей страна, и нам хотелось протестировать приложение на этом рынке», — объясняет один из основателей.
Работа в Соединённых Штатах
В августе основатели отправились в Пало-Альто. Там они пару недель жили в гостях у своего общего друга, с которым познакомились за год до этого в Копенгагене и который, по их словам, является одним из самых уважаемых Growth Hacker'ов в Долине. После этого стартаперы решили переехать в Сан-Франциско — но не смогли быстро найти там жильё. Молодым предпринимателям пришлось около двух недель работать и ночевать в арендованном ими офисном помещении.
Через некоторое время Фридрикссону со Стином удалось снять небольшую комнату (около 9 квадратных метров) в Сан-Франциско. Аренда помещения составляла $1250 в месяц. Как отмечает автор материала, аренда серьёзно ударила по финансовому положению сооснователей, но с помощью друзей из компании OneLogin им удалось получить бесплатное офисное помещение, так что в целом они оставались в рамках заданного бюджета.
Команда проекта выступила на конференции TechCrunch Disrupt, а также посетила такие мероприятия, как Gigaom RoadMap Con и YC Startup School. «Мы получили тонну советов, познакомились с удивительными людьми, почувствовали, что находимся на стыке предпринимательства и инноваций. Но кроме того, мы сильно запутались», — рассказывает Тор Фридрикссон.
“Мы меняли свой бизнес-план каждую неделю. Поначалу наше приложение предназначалось только для футболистов, но уже в сан-Франциско мы решили расширить его на все виды спорта. Словосочетание 'Think bigger' стало нашей мантрой”.
Исследование рынка в конце концов показало, что главной целью для молодых предпринимателей должна была стать не Америка, а Европа. Рынок США оказался слишком фрагментирован, а футбольные лиги обладали сложной структурой.
В ноябре сооснователи вернулись в Копенгаген, где в это время проходил конкурс Danish App Awards, в котором Pumodo было номинировано в номинации «Лучшее спортивное приложение». После победы на соревновании с основателями связалось несколько датских бизнес-ангелов, что укрепило веру стартаперов в то, что они всё делают верно. «Мы чувствовали, что всё идёт именно так, как надо».
Winter is coming
«Один из самых больших недостатков любительского футбола в Европе — длительные зимние перерывы», — говорит автор материала. В Дании длительность этого «окна» составляет пять месяцев. Pumodo сильно пострадало от этого — на протяжении всех месяцев «застоя» в приложении практически не появлялось нового контента.
В это время основатели решили заняться реализацией функциональности, которая казалось им очень интересной — сравнение игроков. По словам Фридрикссона, создать объективную оценку, по которой можно было бы сравнивать, например, защитника и форварда, очень сложно, но команда всё-таки решила это сделать. «Мы хотели разработать Klout score для футболистов». Идея состояла в том, чтобы численно оценить влияние каждого игрока на исход матча — вне зависимости от его возраста, позиции и опыта.
Для клубов сооснователи решили создать специальный виджет, который бы показывал, как себя показал каждый игрок в течение недели. Основная гипотеза состояла в том, что игроки увидят результаты на странице клуба — и захотят поучаствовать в состязании. Для этого им придётся скачать приложение. «Это был наш growth hack».
Сближение с пользователями
В апреле 2013 года стартап закрыл свой первый инвестиционный раунд на общую сумму $180 тысяч от датского бизнес-ангела. На эти средства команда наняла первого сотрудника — разработчика интерфейсов Андерса Хансена.
Чтобы быть ближе к потенциальным пользователям, основатели Pumodo сняли офис рядом с базой футбольного клуба Boldklubben af 1893, который выступает в Серии Дании — четвёртой по значимости лиге страны. «Мы встречали наших пользователей каждый день. Мы фактически жили рядом с ними».
На реализацию задуманной функциональности потребовалось больше средств, чем полагали стартаперы. Работа затянулась до очередного сезонного окна, которое в Дании длится с мая по август. «Перерывы могли стать для нас большой проблемой. Как мы не заметили этого раньше?» — пишет Фридрикссон.
Команде нужно было как-то протестировать новые возможности приложения. Тогда создатели решили развернуть маркетинговую кампанию на одном из крупнейших студенческих футбольных турниров Dana Cup, который проводится в июле в Дании, и в котором принимают участие до 25 тысяч спортсменов, а также тренеров и других членов клубов. Специально для мероприятия команда создала отдельный сайт приложения, а также распечатала множество листовок и плакатов.
Тор Фридрикссон, который лично раздавал листовки участникам мероприятия, утверждает, что их получили более 10 тысяч участников, но отслеживать результаты своих матчей начали после этого только три команды.
С возобновлением сезона основатели убедили ещё несколько команд, что им стоит попробовать Pumodo. Для того, чтобы вовлечь новых пользователей, создатели также разработали таблицу лучших команд недели. Но все игроки забрасывали использование приложение после 2-3 матчей. При этом даже те спортсмены, которые были лично проинструктированы тренерами о необходимости вести историю своих успехов в программе, в конце концов забрасывали её.
“Мы провели несколько интервью с игроками, чтобы выяснить, в чём дело, и все они отвечали: «Идея, конечно, классная, но…». Мы создали безразличный пользователям продукт. Какой позор”.
По мнению автора материала, Pumodo было приложением, с помощью которого пользовали потребляли контент, они узнавали о результатах матчей, успехах любимых игроков и так далее. Проблема заключалась в том, что игроки не желали поставлять этот контент — они не получали за это ощутимого вознаграждения, считает Фридрикссон.
Однако самой большой ошибкой основателей, говорит автор, было то, что они сами не являлись пользователями приложения, которое создали. «Нам не нравилось само приложение, нам нравилась только идея».
Одновременно с тем, как к разработчикам пришло понимание этой проблемы, Датский футбольный союз объявил о запуске такой же программы. «У нас было несколько идей, как исправить ситуацию, но оставшихся средств хватило бы не более чем на три месяца, и нам нужны были радикальные решения», — говорит Тор Фридрикссон. Получить дополнительное финансирование в такой ситуации (почти без пользователей и без проверенного продукта) было практически невозможно, считает сооснователь Pumodo.
Смена направления
В итоге команда пришла к выводу, что исправлять текущее приложение бессмысленно — даже если бы создатели успели сделать это за три месяца, тут бы их поджидал зимний перерыв. Тогда трое членов команды решили, опираясь на уже имеющийся опыт и ресурсы, разработать новое футбольное приложение.
Во время работы над Pumodo основатели выяснили, что пользователям хотелось бы следить за матчами в реальном времени. За один матч в среднем на поле происходило более 1000 значимых событий, но никто не использовал эту информацию для создания полезного приложения, говорит Фридрикссон.
На рынке приложений, помогающих следить за матчами в режиме реального времени, полагает автор, в то время не было лидера, несмотря на то, что он быстро рос. «Мы смотрели на некоторые лидирующие приложения и думали только о том, что могли бы сделать программу гораздо лучше. Однако нам нужно было больше времени».
Чтобы получить больше времени, компании следовало сократить расходы. Дания, говорит тор Фридрикссон, — не самая дешёвая страна, и стоимость проживания там почти такая же, как в Сан-Франциско. Требовалось найти что-то подешевле. После долгих размышлений создатели решили переехать в Таиланд — у Стина жил там друг, который был готов бесплатно предоставить команде помещение для жизни и работы.
“Самое лучшее заключалось в том, что теперь нам не надо было просить игроков предоставить нам данные о матче — мы могли просто купить их”.
Новое приложение
Через месяц сооснователи уже летели в Таиланд. Они решили принять в команду соучредителей и разработчика интерфейсов Хансена. В этот раз создатели строили приложение для самих себя — и это, говорит Фридрикссон, чувствовалось в каждом их действии и решении. Уникальным предложением новой программы стала возможность следить не только за ходом матча, но и за действиями конкретного игрока.
В конце марта 2014 года у стартапа кончились средства. 9 апреля команда запустила приложение Champion в тайском App Store. Уже через 30 дней программа заняла первое место в категории «Спортивные» в местном магазине. После этого Apple включила Champion в подборку самых интересных приложений по мнению редакции.
«У нас закончились деньги, но нас это не волновало. Сейчас мы готовимся к Чемпионату мира в Бразилии, и нам есть чем удивить пользователей».
Заглавная иллбсрация:Shutterstock.com