Система социальных взаимоотношений в современном обществе высоко структурирована. Так, средний американец, помимо внутрисемейных, включен еще в четыре дружеские связи, которые приносят ему наибольшее количество благ. Долгое время не было понятно, являются ли причиной повышения значимости дружеских связей такие факторы, как ускорение образа жизни и распад расширенной семьи.
Современные общества охотников-собирателей предлагают самые близкие примеры образа жизни, характерного для людей прошедших эпох. Антропологи из Университетского колледжа Лондона решили проверить, помогает ли дружба достижению большего успеха в общинах людей, все еще живущих в мире без сложной иерархии и современных средств связи. В рамках исследования были проведены наблюдения над интенсивностью и частотой социальных взаимодействий в обществах народностей баяка в Конго и агта на Филиппинах.
Были учтены взаимодействия 200 человек в деревне агта (7210 взаимодействий) и 123 человека в общине баяка (3397 взаимодействий). Точная фиксация количества взаимодействий была обеспечена специально разработанными для этого исследования портативными датчиками — устройства были вставлены в браслеты, которые активизировались с 5 утра до 8 вечера. Каждый прибор был соотнесен с конкретным человеком и его позицией в генеалогическом древе. Как значимое взаимодействие фиксировалось пребывание двух приборов на расстоянии не больше трех метров друг от друга на протяжении более двух минут.
Данные, полученные за неделю наблюдений в обеих группах, показали высокую частоту общения индивидов всех возрастных групп как с членами своих семей, так и с несколькими индивидами, не входящими в них. Чтобы проверить значимость этих связей, данные были представлены в виде двух взвешенных неориентированных графов, где узлами отмечены индивиды, вес ребер зависит от частоты взаимодействий между ними, а цветом отмечены узлы, принадлежащие к одному роду. Для каждой сети была проведена оценка глобальной эффективности связей, то есть степень того, насколько успешно свойства этой сети позволяют распространять информацию между узлами.
Неориентированные взвешенные графы социальных взаимодействий в общинах баяка (слева) и агта (справа)
На следующем этапе исследователи оценили, насколько эффективными являются различные кластеры внутри каждой сети. Сперва была дана оценка кластерам, состоящим из близких родственников, затем — кластерам из близких и дальних родственников, наконец — кластерам, включавшим в себя близких и дальних родственников, а также неродственников-друзей. Оказалось, что третий кластер наиболее важен с точки зрения эффективности передачи информации внутри всей сети: благодаря дружеским связям набор отдельных семей превращается в единое сообщество. Следовательно, дружба является механизмом исторической адаптации человека, позволившим не терять накопленные знания и распространять технологические новации.
Охотники-собиратели Агта, или Аета, — потомки коренного австролоидного населения Филипинских островов. Они проживают в горных районах на востоке острова Лусон и во внутренних районах островов Негрос, Панай и Минданао. Основные занятия — охота на диких свиней, птиц, оленей, собирательство меда диких пчел и рыболовство. С точки зрения социальной организации, агта представляют собой общность локальных групп, владеющих небольшой территорией охотничьих угодий, состоящих из нескольких родственных семей.
Баяка — одна из групп конголезских пигмеев мбенга, проживающая на севере республики Конго. Так же как агта, люди баяка занимаются в основном охотой и сбором дикорастущих растений. В отличие от агта, баяка ведут кочевой образ жизни, хотя их общины организованы по тому же принципу объединения нескольких семейных групп.