Доставка продуктов на дом
Во времена бума дот-комов, пишет автор заметки, идея доставки продуктов на дом казалась не самой удачной. Существовало несколько сервисов, которые обещали пользователям быструю и удобную доставку — HomeGrocer, Webvan, Peapod и другие. У самых крупных из них был собственный склад товаров, откуда курьеры развозили продукты заказчикам.
Однако во время падения отрасли в начале 2000-х годов («пузырь доткомов») эти компании потеряли весь капитал, который был им нужен на поддержку операций. Сервис Webvan приобрёл один из конкурентов, а Peapod выкупила крупная продуктовая сеть из США.
После этих событий, пишет автор заметки, бизнес по доставке продуктов не умер — наоборот, он продолжал расти. «Теперь они доставляли продукты в пределах малого радиуса вокруг существующих продуктовых магазинов. Это оказалось не так амбициозно, как строить собственные склады с нуля, зато более практично».
В 2012 году был основан сервис по доставке продуктов Instacart. Изначально сервис предлагал закупку продуктов в различных магазинах, при этом официальных договоров руководство стартапа с этими магазинами не заключало — сотрудники получали заказы от пользователей, ехали в нужный гипермаркет, покупали продукты и отвозили их покупателям. Это вызвало недовольство руководства магазинов, и в итоге Instacart начал работать с гипермаркетами на партнерских условиях. Крупная сеть магазинов продуктов Whole Foods даже инвестировала в сервис.
В 2007 году свои силы в доставке продуктов решила попробовать и компания Amazon, запустив сервис AmazonFresh в Сиэтле. Однако в новые города сервис вышел только в 2013 году. В 2015 году Amazon запустила Amazon Prime Now — сервис доставки, который сейчас конкурирует с Instacart. Amazon Prime Now сотрудничает с крупными продуктовыми сетями и ресторанами. «И вместо того, чтобы убить крупные сети гипермаркетов, сервисы по доставке продуктов только улучшают опыт покупателей», — пишет автор заметки.
Небольшие пожертвования создателям контента
Начиная с 1990-х годов, пишет автор заметки, в технологической сфере появлялись сервисы для перечисления небольших пожертвований создателям бесплатного контента (видеороликов, фотографий, художников и так далее) — Flattr, TipJoy, Twitpay, Amazon Honor System, CyberCash, YouTube Fan Funding, Kachingle и другие. Нередко они являлись частью большой системы проведения микроплатежей.
Однако успеха такие сервисы не получили — потому, что с их помощью создателям контента удавалось зарабатывать копейки, которых не хватало даже для того, чтобы вывести средства из системы. Людям не нравилось перечислять средства с их помощью — чаще всего это была разовая операция, которая предполагала слишком много лишних действий, включая регистрацию, знакомство с платёжной системой и так далее.
Из тех проектов, что существовали раньше, пишет автор заметки, выжили лишь немногие — среди них, например, сервис Flattr. Новые системы всё чаще оказываются интегрированы с конкретными сайтами и платформами и позволяют отправлять не только реальную валюту, но и виртуальную.
«Идеальной системой для небольших пожертвований представляется биткоин — для его передачи не нужно нигде регистрироваться, можно отправлять очень малые суммы, а операционные издержки оказываются очень маленькими. Но положиться на эту валюту готовы немногие», — пишет автор заметки.
Микроплатежи
Большинство онлайн-транзакций, замечает автор Fast Company, до сих пор требуют подключения кредитной карты. Операторы взимают комиссию за каждый перевод — около 2,9% суммы перевода и ещё 30 центов. «Это значит, что перевод $1 обойдётся вам в 33 цента», — объясняет он. В 1990-е годы затраты на онлайн-переводы были ещё выше.
Системы микроплатежей призваны решить эту проблему. С помощью них пользователи могут перечислять небольшие суммы (вплоть до нескольких центов) — и платить за покупки в играх, мобильную связь, интернет-контент, оплачивать подписки на интернет-издания. Большинство таких систем агрегируют несколько платежей, пока их общая стоимость не достигнет определенной суммы.
Основной недостаток таких систем заключался в том, что для компаний поддержка транзакций всё ещё оставалась невыгодной. «Крупные игроки не заботятся о микроплатежах, поэтому такие системы обречены на провал», — рассказывает основатель одной из фирм, занимавшихся разработкой систем миркотранзакций.
Однако со временем всё больше компаний стали отказываться от модели микроплатежей в пользу рекламы, платных подписок, спонсорского контента и так далее. Изменить ситуацию, полагает автор заметки, как и в случае с пожертвованиями создателям контента, мог бы биткоин, но криптовалюта не получила широкого распространения. Однако отрасль продолжает жить, и в ней появляются новые игроки — например, новостной агрегатор Blendle, который позволяет пользователям читать статьи в интернет-изданиях, оплачивая только интересные тексты, а не всю подписку.
Push-уведомления
В 1996 году компания PointCast выпустила простой клиент для ПК, с помощью которого организации могли рассылать своим клиентам сообщения о новых акциях, событиях или других новостях. Сразу после этого, пишет автор заметки, появилось множество аналогичных проектов. В 1997 году компания News Corporation выкупила PointCast за $450 млн.
Однако наряду с новостями большинство организаций рассылали своим пользователям и рекламные сообщения. Это стало большой проблемой для клиентов — особенно в эпоху низкоскоростного интернета. К начала 2000-х годов push-уведомления на время заменила технология RSS. Теперь все интересные новости можно было читать в RSS-ридерах.
Сейчас push-уведомления, говорит автор заметки, опять возвращают себе популярность. Впервые мобильные push-уведомления появились в операционной системе Android, позже — в iOS.
Аннотации к веб-страницам
«Есть что-то невероятно притягательное в том, чтобы комментировать работу других людей — даже если эти люди не давали вам такого разрешения». Одной из первых разработок в этой области стала система Third Voice — плагин для браузера позволял добавлять комментарии к страницам. Эти комментарии отображались поверх веб-страницы и были видны тем пользователям сети, у которых был установлен аналогичный плагин. Новостные агентства и другие владельцы сайтов оказались недовольны принципами работы Third Voice, и компания быстро закрылась.
В отрасли продолжали появляться аналогичные проекты — Spinspotter, SideWiki, QuickTopic и другие. «Казалось, опыт предшественников их ничему не учил», — говорит автор заметки. Некоторые из этих разработок предлагали функциональность веб-аннотаций как аспект более крупного продукта, другие создавали вокруг аннотаций целую экосистему, некоторые существовали лишь как прототипы.
Сейчас на рынке работают сервисы Genius Web Annotator и Hypothesis. Проект Genius начинался как система, с помощью которой пользователи могли комментировать тексты рэп-песен — их выкладывали на площадке сотрудники проекта. Команда Hypothesis изначально ориентировалась на научные материалы. Оба сервиса помещают аннотации поверх контента веб-страницы.
Ни Genius, ни Hypothesis не предоставляют владельцам сайтов возможность запретить публиковать комментарии к странице. «Здесь кроется проблема. Такие комментарии могут быть полезны, когда они появляются на страницах с новостями, научными работами и так далее. Пользователи могут добавлять правки к тексту, раскрывать неудобные истины, о которых та или иная компания умолчала в своём пресс-релизе. Но есть и записи в личных блогах — комментарии к ним общественным благом не оправдаешь».
Сейчас, замечает автор, Консорциум Всемирной паутины (W3C) занимается разработкой единого стандарта для веб-аннотаций.
Считыватели штрих-кодов и QR-кодов
«Только представьте — вы приобретаете сканер для штрих-кодов в форме кота, подключаете его к компьютеру и устанавливаете специальное программное обеспечение. Теперь, когда вы читаете статью или объявление в журнале, то можете считать штрих-код рядом с ним и подождать, пока страница загрузится (через модем). Это гораздо проще, чем набрать URL в браузерной строке, не так ли?».
По такому принципу работало устройство CueCat, предназначенное для считывания ссылок, напечатанных на бумаге (они должны были быть нанесены на бумагу в виде специального штрих-кода). До него существовало несколько подобных гаджетов, но CueCat стал первым устройством такого типа, заработавшим популярность по всему миру. «А спустя всего несколько лет производители смартфонов, рекламодатели и мобильные операторы в Японии объединились, чтобы создать QR-коды. К началу 2000-х годов QR-кодами пользовалась значительная часть владельцев мобильных устройств в Японии».
У QR-кодов, отмечает автор заметки, появлялись конкуренты — но практически все они потерпели неудачу.
Затем распространение получили сервисы для сокращения ссылок вроде Bit.ly. Они упростили обмен ссылками на смартфонах и мобильных устройствах.
Разработанная в 2014 году мобильная платёжная система CurrentC также работала при помощи QR-кодов. На смену ей вскоре пришла технология NFC. Компания CurrentC сменила направление деятельности и теперь занимается разработкой бэкенда для платежных систем.
«Сканировать адреса страниц с помощью QR-кодов оказалось неудобно, но они оказались блестящим решением для продавцов — пользователь генерирует QR-код в приложении, а на кассе кинотеатра или магазина его считывают и, например, делают скидку. В год генерируются миллиарды подобных кодов. Они также широко используются в экосистемах приложений, состоящих из клиентов для разных платформ».