Скрипки, созданные Антонио Страдивари — мастером, жившим в Кремоне во второй половине XVII — первой половине XVII веков, — считаются лучшими инструментами в своем роде. Единственным скрипичным мастером, успех которого сравним с успехом Страдивари, был его современник и сосед Джузеппе Гварнери («дель Джезу»). По мнению многих музыкантов, звучание скрипок Страдивари и Гварнери до сих пор остается непревзойденным, поэтому лучшие скрипачи обычно предпочитают их современным инструментам.

Авторы новой статьи решили выяснить, какие свойства инструментов Страдивари и Гварнери делают их такими уникальными. Для этого они провели химический анализ образцов древесины клена (из этого дерева делают задние панели скрипок) двух скрипок и двух виолончелей Страдивари и одной скрипки Гварнери. Для сравнения ученые проанализировали также образцы древесины клена пяти современных скрипок, сделанных в Италии. Анализ проводили с помощью методов ЯМР-спектроскопии (спектроскопия ядерного магнитного резонанса), масс-спектрометрии и дифракции синхротронного рентгеновского излучения.

Оказалось, что инструменты Страдивари и Гварнери заметно отличаются от современных скрипок по составу как органических, так и неорганических веществ. Около трети гемицеллюлозы в старых скрипках успело разложиться (но целлюлоза осталась нетронутой), а лигнин оказался частично окисленным. Но самыми заметными были различия состава неорганических веществ. Так, анализ скрипок Страдивари показал, что их древесина была обработана сложным минеральным консервантом, содержавшим алюминий, кальций, медь, натрий, калий и цинк. При этом консервант, судя по всему, не просто наносился на поверхность древесины, а использовался для ее вымачивания.

Такая обработка древесины не используется при создании современных скрипок: древесину, из которых они изготавливаются, просто сушат на воздухе в течение нескольких лет. Судя по историческим документам, к обработке древесины не прибегали и скрипичные мастера XVIII и XIX веков. Как заключают авторы, традиция обработки скрипичной древесины минеральными растворами, скорее всего, использовалась только несколькими скрипичными мастерами в Кремоне и вскоре, по-видимому, была утрачена. Однако, как отмечают авторы, дальнейшие исследования, возможно, помогут восстановить состав минерального раствора, который использовал Страдивари, и позволят применять его при создании скрипок.

Как заключают исследователи, уникальное звучание инструментов из Кремоны, судя по всему, определяется сочетанием факторов. Помимо необычного минерального состава древесины, достигнутого ее обработкой, в звучание скрипок также вносит вклад старение древесины и вибрации при игре на инструментах, которые за несколько веков вызвали изменения структуры древесных волокон.

Tags:

ТЕБЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ

Lime Systems поменяла логотип и фирменный стиль

Как современная компания, которая идет в ногу со временем, Lime Systems приняла это решение ...

Без вины виноватый? LeBoutique получил блок

В прошлую пятницу официальное Facebook-сообщество одного из крупнейших в Украине шоппинг-клубов LeBoutique оказалось недоступно. ...

У Microsoft тоже премьера

Компания Microsoft официально объявила дату пресс-конференции, на которой покажут новые флагманы с Windows 10 ...

Как Цукерберг строит Джарвиса

В начале 2016 года Марк Цукерберг рассказал о своей цели на год: создать домашнюю систему искусственного ...

Капитализация Apple впервые превысила $900 млрд по итогам торгов

Рыночная стоимость Apple по итогам торгов на бирже NASDAQ 8 ноября впервые превысила $900 ...

J&I Advertising&PR победило в тендере на креатив для канала UA:Перший Суспільне мовлення.

Какие ценности? «Прозрачность», «отзеркаливание реальности», «телевидение, в котором заказчиком выступаешь ты». Идея специально подана ...