Reklamaster.com продолжает опрашивать спикеров Форума Креативных индустрий о результатах 2018 года и трендах в различных сферах. Наша собеседница – основательница ОО «Культурная Ассамблея» и член рады Гильдии независимых театров Украины Елена Салата – рассказала о тенденциях в украинском театральном искусстве и о сотрудничестве независимого и государственного театра.
Какие украинские культурные и просветительские проекты 2018 года Вы считаете самыми знаменательными. Почему?
Для театра – создание Гильдии независимых театров Украины (эта ассоциативная деятельность до сих пор разрозненных независимых коллективов – залог объединения, которая еще даст свои результаты); проект Taking the stage от British Council – постоянный процесс профессионализации театрального продукта за счет соприкосновения со «взрослой» британской драмой; театральная лаборатория Upper Floor в «Мыстецьком Арсенале» – креативная театральная платформа, развивающаяся за счет профессиональной команды и бюджетной поддержки, показывает мировые новации театрального процесса; фестиваль ГРА (НСТДУ) – первый постимперский театральный фестиваль, который пытается привнести новые подходы и форматы; УКФ – государственная поддержка украинской культурной политики; Сцена 6 – новый тип театрального пространства (если проект успешный/окупаемый, он здесь состоится); театральный фестиваль ПАРАДfest (Харьков) – новый постмодерный фестиваль для урбанистического остросоциального театра. Все образовательные программы НСТДУ направлены на развитие театрального менеджмента, что весьма актуально.
Для креативных индустрий – Форум Креативных индустрий, форум Креативной Европы, просветительский проект Projector, образовательный проект Creative Managment Camp, релонч Гогольfest 2018, хаб ПРОМПРИЛАД (Ивано-Франковск).
Какие тенденции наблюдаются в украинском театральном искусстве?
Тенденции – коммерциализация и социализация. Театр вынужден научиться зарабатывать, чтобы творить, он начал выводить на сцену острые некомфортные социально-политические темы и процессы. Появился документальный театр и «театр угнетенных». Мы, как и вся Европа, начинаем применять театральное искусство для актуализации, проживания и разрешения социальных конфликтов.
Вы выступили координатором проекта «Український театр: шлях до себе». Что удивило Вас в результатах исследования?
Результаты исследования аудитории. Например, возраст зрительской аудитории – 25-45 (считали, что старше); гендерные особенности – мужская и женская аудитория почти равны по численности (считали, что женщины – более активная аудитория). Увидели, что театральному рынку критически недостает аналитических, маркетинговых и социологических исследований.
В Киеве независимых театров существенно больше, чем государственных (103 и 28 соответственно). Кто в основном выступает их создателями?
Это частные лица из театральной или околотеатральной среды, люди уже имевшие опыт работы в государственных или муниципальных театрах в качестве менеджеров или режиссеров. Сегодня хороший продюсер – человек с профильным (театр, кино) образованием и умеющий продавать театральный продукт (примеры – Дикий Театр, «Мизантроп», «Актер», «Золотые Ворота», Новый театр на Печерске, Киевский театр оперетты).
Какие источники финансирования могут быть у независимых театров? Как они держатся на плаву, если тратят средства на создание культурного продукта + платят налоги государству?
1)продажа билетов (достаточно заглянуть на страницы билетных операторов, можно увидеть весь спектр продаж, преобладают независимые проекты) 2) гранты зарубежные 3) гранты украинские (Украинский культурный фонд, местные департаменты культуры) 4) конкурсные программы (зарубежные и отечественные).
У независимого театра есть современный репертуар, у государственного – площадка и выход на широкую аудиторию. Как происходит коммуникацию между ними сейчас? Есть ли примеры успешного сотрудничества?
Бюджетные театры начали приглашать независимых режиссеров/артистов для производства спектаклей (пример — Олег Липцин в театре им. Франка поставил «Демиурга»), а режиссеры из бюджетных театров идут в независимые проекты. Например, постановка Тамары Труновой «Погані дороги» в театральном пространстве «Сцена 6». Такие примеры кооперации — повсеместное явление.
Блогеры пользуются популярностью у молодого украинского поколения: они вдохновляют подростков, влияют на их культурные предпочтения. Возможно ли сотрудничество блогеров и культурных учреждений? Если да, то как это организовать?
Влад Троицкий на Гогольфесте 2017 предлагал организовать программу «Школа юных видеоблогеров»: снимать и шерить в сети видеосюжеты с комментариями с фестиваля. Тогда этого не случилось, а ведь вектор правильный. Если кто-либо возьмется за проект, это будет очень полезно для молодой аудитории. Она еще помолодеет.
Вопросы задавала Виктория Теравская
Фото: Art Ukraine Foundation