Посетители выставок Беркетта нередко с удовольствием говорят, что их ощущения сродни рассматриванию живописи, хотя им известно, что перед ними фотографии. При этом его фотографии не имитируют «живописные» эффекты мазков кисти, смешивания красок или нарочитого буйства цветов. Кристофер не просто фиксирует внешний облик вещей – подобно великим живописцам, он глубоко проникает в тайну внешнего облика природы и воплощает её в произведениях искусства, выявляющих её внутренний свет и живую структуру.
«Я никогда не кадрирую изображение и не пользуюсь никакими фильтрами. Почти в каждом случае я фотографирую сюжет лишь с одной избранной точки. Большинство ранних фотографий снимались одним слайдом; сейчас я обычно делаю две идентичных экспозиции для страховки от физических дефектов пленки или случайностей при ее обработке.
Я сам печатаю все свои работы, проводя в лаборатории десять и более месяцев каждого года. Фотопечать – это чрезвычайно синергетический процесс со многими взаимовлияющими и жизненно важными для изображения аспектами, требующими тщательного управления для достижения оптимальных результатов. При каждой печати мне приходится принимать множество важных и нюансированных решений, вот почему никто, кроме меня, никогда не будет делать мои отпечатки.
Получение изображений, полных света и высочайшей ясности, обладающих глубиной и чувством, а не только техническим и эстетическим совершенством, требует больших усилий. Я глубоко убежден в том, что традиционно сделанным фотографическим отпечаткам присущи особые внутренние достоинства. Ни одна из моих фотографий не была создана или изменена с помощью компьютерных цифровых методов. Не говоря уже о существенных эстетических проблемах, изображения, попавшие в цифровой мир, теряют право на аутентичность и доверие зрителей, а эти качества жизненно важны для моих фотографий.
Нередко разница между хорошим и превосходным отпечатком определяется лишь легчайшей перенастройкой взаимодействующих элементов изображения. К примеру, это может быть едва уловимая коррекция цвета, совмещенная с тончайшим изменением в локальной экспозиции тех или иных участков, или это может быть комбинация едва заметных поправок контраста, плотности или контурной резкости изображения. Для каждой фотографии делается, как минимум, одна контрастная маска, специально настроенная для получения нужного эффекта. Нередко делаются также цветокорректирующие маски и иные специальные маски для настройки отдельных диапазонов цвета или плотности.
Все это служит созданию отпечатка, проникающего в глубину природной реальности, а не являющегося лишь механической репродукцией сцены. Многие зрители замечают, что эти изображения нередко “выглядят реальнее, чем если бы мы были там”. Хотя выдающаяся резкость отпечатков безусловно может наводить зрителей на такие мысли, но я верю, что основная причина такого восприятия во внутренних качествах изображений, проявляющихся через чувство присутствия, чувство подлинной жизни.
Я считаю отпечатки успешными, если в них слышен хотя бы слабый отзвук бесконечной и беспредельной жизни, окружающей и наполняющей нас. Я молюсь, чтобы они необъяснимым и таинственным образом служили напоминанием о глубине, полноте и чудесном вкусе этой жизни», – делится тайнами своего творчества Кристофер Беркетт.