И я не говорю только о «внутренней составляющей» — жанры и манера писания варьируют во всех искусствах, независимо от возраста. Важны изменения в технике, в манере подачи, в стилистике, в аудитории для которой этот продукт создается. И, в случае с кино, особенно в финансовом факторе.
Предвидеть с точностью до года или месяца все изменения искусства — это как предвидеть поведение стихии. Однако, несколько основных моментов можно все таки просчитать. Понятное дело, что если в мире кино неожиданно выстрелит какой-нибудь новый «Аватар» или еще что-то подобное, то курс немного изменится (в зависимости от «пули», что выстрелила и сразу же вошла в моду).
Давайте же с вами попробуем предположить, чего стоит ожидать от кинематографа в ближайшие года.
1. Все меньше «альтернативного кино»
«Альтернативное кино умирает» — именно так высказался Девид Линч в одном из своих интервью. И я, пожалуй, с ним соглашусь. Но причиной этого будет скорее не люди, которые снимают, а люди, которые дают деньги и смотрят.
Пожалуй, стоит объяснить. Во-первых, кинокомпании не горят желанием выделять деньги на артхаус — кино-то по своему предназначению не рассчитано на зрительские интересы и прибыль является, мягко говоря, рискованной затеей, ведь из 10 артхаус фильмов, лишь пару можно смотреть не зевая или не борясь с желанием выключить.
Также, стоит отметить, что добрая часть режиссёров, что снимает «свое собственное ощущение и видение» перебрались в уже более мейнстримное русло. И в этом, отчасти, вина зрителей. Ведь то, что становится популярным среди широкой аудитории, не может быть артхаусным — так, авторским мейнстримом с намёком на индивидуальность и уникальность. Ну и мы можем наблюдать, как Джим Джармуш или же Эмир Кустурица становятся все более понятными и доходчивыми. И с одной стороны, стоит порадоваться за публику, ведь они умнеют и тянутся не просто к каким нибудь «Трансформерам«, но для «альтернативного кино» пользы в этом мало:)))
Но, если вы потенциально интересный режиссер или сценарист или продюсер и готовы снимать безбюджетные фильмы (или попросту фильмы, что можете оплатить сами) — тогда милости просим на ковер компании дистрибьютора.
2. «Цифра везде»
Как бы это грустно ни было, но кино уходит от пленки, от классики в сторону современных технологий и новшеств. И, вскоре, Кристофер Нолан или же Квентин Тарантино, что любят пленку и преданы ей, просто вынуждены будут перейти на цифровой кинематограф.
Подобная ситуация в свое время произошла с звуком в кино — как бы Чарли Чаплину не хотелось, чтобы немое кино продолжало свое процветание, оно отошло на второй план, а после и вовсе затерялось в толпе «говорящих» сородичей.
3. Новая техника — новые возможности
Это предсказание напрямую связано с предыдущим — цифровые камеры (от малых до огромных), другие гаджеты, что значительно упрощают съемку и открывают новые перспективы для развития индивидуальной манеры оператора (мало ли куда можно засунуть миниатюрную камеру и что в результате получится).
Также, важную роль теперь играет интернет. Он может ускорить процесс съемки или стать альтернативой зрительным залам в больших кинотеатрах.
4. Другие нравы и проблемы — другая тематика
Это предсказание касается именно киноделов, которые отвечают за творческую составляющую кино. Понятное дело, что есть темы, что никогда не устареют — добро и зло, смерть, войны и другие глобальные вопросы. Но также, есть темы, с которыми мы свыкаемся, и, вскоре, по всей вероятности, они перестанут быть столь острыми — на экранах появились однополые пары, актеры и их персонажи разных рас и национальностей и зритель стал гораздо терпимее к людям с необычной внешностью.
Большинство из них уже утратили свою скандальность, и зритель наконец-то стал оценивать их за игру, а не за вызов обществу. Я же предполагаю, что киношникам выгоден скандал и шумиха в мире вокруг их детища — так что, они найдут новые меньшинства или проблемы, которые будут будоражить публику и заставлять издания говорить о себе.
5. Кино будет дороже
Если вы читаете статьи по поводу бюджетов фильмов, то прекрасно понимаете, что сейчас есть стойкая тенденция на то как «сделать фильм подороже и зрелищнее». И, конечно, такие суммы как-то нужно отбивать в прокате. Поэтому можно сказать, что и кино, и билеты станут дороже —прибыль никто не отменял .
Стоит, правда, отметить, что кинотеатры могут на этом сильно потерять — у них есть отличный конкурент — Интернет, который и фильм покажет, и ты останешься в удобном домашнем кресле (хотя я, например, наоборот, стремлюсь в кино, подальше от домашнего уюта).
6. Кино будет доступно всем
И опять же вспоминаем интернет — лёгкий и доступный способ посмотреть фильм, поделиться впечатлениями и обсудить спорные вопросы. Также вспоминаем курс кинопроизводителей на мейнстрим (артхаус не выгоден) и предполагаем, что сложные темы будут раскрываться более наглядным и простым способом (без заумных аллегорий).
Таким образом, кино будет понятно разным слоям населения – как на физическом, так и на интеллектуальном уровне. И это хорошо! Ведь уровень кино может и будет повышать уровень зрителя.
7. Виртуальность кино (альтернативные методы просмотра)
При этом выражении мне почему-то вспоминается забавная концепция рекламы в мире мультсериала «Футурама» — ты спишь и тебе в снах рекламируют томатный соус или ещё какую ненужную фигню.
Такой подход возможен и в кино. Возможно, это случится не через 20 лет, но инженеры-изобретатели, мне кажется, будут двигаться именно в таком направлении. Тогда уж кинотеатрам вообще не поздоровится — ведь при просмотре в голове у себя или через специальные очки можно избежать помех вроде соседа, который громко хрустит попкорном или комментирует всё происходящее, и при этом получать точно такое же удовольствие от просмотра фильма.
8. Уход в реализм, с последующим выходом
Сейчас сложно не заметить тенденции «more dark, more realistic”. Режиссеры стремятся приблизиться к более реальности, а не к отполированным историям с хеппи-эндом. И эта тенденция сохранится — ещё не все попробовали, не у всех получилось удачно. Однако, такая тенденция со временем тоже надоедает.
И думаю, после нее снова вернется мода на «полировку» историй и, возможно, на некоторую театральность (актёры продолжают хорошо играть, но их окружение и обстановка становится более «картонной»).
9. Интерактивность
За что люди любят компьютерные игры? Не за графику или даже за сюжет. Нет, игры любят за то, что ты являешься контролером ситуации, в твоих руках судьбы героев и ты можешь влиять на сюжет.
Я думаю, что именно это и произойдёт с кино. Возможно, стоит снять фильм с некоторыми разветвлениями и дать зрителю возможность выбирать варианты исходов. Или же отдать аудитории бразды правления — пусть сами выбирают, в каком качестве хотят смотреть фильм — в качестве антагониста или протагониста. Конечно, это значительно усложнит процесс производства, но и повысит интерес и даст новый виток развития технологий воспроизведения. Мне кажется, стоит подумать над такими проектами.
10. Ремейки, франшизы, но не оригинальные фильмы
Уже сейчас можно наблюдать картину, как ремейки и франшизы заполонили весь кинематограф. И дальше будет только хуже.
Я прекрасно понимаю, что сюжетов ограниченное количество, и порою даже оригинальная идея попахивает чем-то уже давно существующим. Но количество искусственно «склёпанных» франшиз продолжает расти. И в будущем, думаю, нас ждёт ещё как минимум 4 части «Звездных войн», множество фильмов Марвел и куча DC Comics.
11. Вынужденный феминизм
Я честно заявляю, что я (надо отметить девушка) сексист. И совершенно обоснованным считаю то, что в кино правят мужчины. Возможно, я вызову бурю негодования, но глядя на уже существующие примеры женщин — режиссеров я только ещё сильнее убеждаюсь, что кино должны снимать мужчины.
Общественность со мной к счастью или к несчастью (тут уж решает каждый сам) не согласна. Как из с другими предрассудками и проблемами общества (будь то массовая нетерпимость или гендерная принадлежность или ещё какая непонятная ситуация) принято бороться «клином».
Как только начнут говорить, о том «как несправедливо то, что в кино женщин меньше и их не уважают, и платят меньше, и вообще обижают», сразу же появится целое движение «Дорогу женщине» и сразу же появится определённое количество женщин, что заполонят эту сферу. И, возможно, это хорошо (может, даже меня переубедят они в своей профпригодности). А, может, и плохо. Поживем — увидим.
12. DVD станут раритетом
Это уже можно наблюдать сейчас — процесс повторяется. Сначала были кассеты — после все перешли на DVD. Теперь настал черед в антиквариат записывать и диски.
Я думаю, что они в конце концов станут модными как виниловые пластинки — их будут собирать и периодически прослушивать, вспоминая былые года и ругая современников.
13. Все тот же «Оскар»
Каждым тенденциям нужна что-нибудь вечное, традиционное и консервативное. В кино — это «Оскар»
Можно не сомневаться, что академия так и будет продолжать выдавать статуэтки по своим каким-то личным правилам политкорректности, а не по заслугам, и списки номинантов будут зависеть от политической и социальной ситуации мира, а не от развития киноискусства и таланта отдельных личностей.
Как итог, могу обрадоваться, что перспективы кино разнообразны и оно еще «не собирается на покой». А дискуссии по поводу правдивости тенденций и предсказаний — только подогревают интерес к предмету дискуссии. Пиар, знаете ли!