Взрослые интересуются тем, умеют ли дети хорошо писать. Они только и рассуждают об этом: как и чему их нужно учить, как их потом оценивать. Очевидно, мы сильно беспокоимся о способности наших детей хорошо писать. В то же время, желание взрослого человека писать воспринимается как нечто спонтанное в лучшем случае. Я считаю, что люди осведомлены, насколько важным и существенным может быть писательство. Но почему-то они не пишут.
“На самом деле я много не читаю, но хочу быть хорошим писателем и оратором”.
Я слышал эту фразу миллион раз, когда разговаривал о писательстве с 20-, 30- и 40-летними. Хорошими писателями рождаются, они наслаждаются процессом и имеют для этого время – самые распространенные мысли. Не думаю, что хоть одно с этих предположений – правда. Более того, они препятствуют творческому процессу. Как на меня, это всего лишь оправдания, чтобы ничего не делать. Неважно насколько вы заняты, время для писательства можно найти. Есть иная причина, почему люди возрастом от 20 до 40 лет не развивают свое писательское мастерство.
Некоторые в свои 50, 60 и 70 лет пишут лучше, чем младшее поколение. Я не утверждаю, что среди младшего поколения нет хороших писателей, просто их немного. Я бы поспорил с тем, что группу постарше учили писать по-другому или более тщательно. Просто их учили тогда, когда умение выражать свои мысли в письменной форме ценилось больше, чем в наше время. Выходит, группа 50+ писала значительно больше в переходном возрасте и продолжает в том же духе сейчас. Есть несколько причин, почему это так, и я хотел бы остановиться на одной из них.
Обучение было ориентировано на ребенка в США и Британии в течение 2 десятилетий. На первом месте стояла детская самооценка. Впоследствии, более важным считали непосредственный оклик ребенка, а не изученный материал или навыки, которые он получает. Я бы сказал, что при таком обучении маловероятно приобрести навыки критического письма. Ведь оно скорее формирует стиль письма, при котором автор выражает свои эмоции. Вы можете увидеть, что такое письмо избегает любой критики или анализа в читающей аудитории; критику применяют в более строгом подходе к писательству.
Эмоциональный подход может существовать лишь в обществе, где чувства превышают разум. Сила эмоций противостоит хорошо продуманному, аргументированному повествованию. Еще плохо то, что разрешены только хорошие эмоции, а вот такие как гнев, отвращение и страх, способствующие умозаключениям, отклоняются обществом, которое отходит от любых форм столкновений.
Основная польза от писательства – приведение мыслей в порядок. Ведь когда вы доносите информацию внешнему миру, нужно быть ясным и организованным. Чем больше вы пишете, тем больше ваши произведения становятся ясными и глубокими.
Часто забывают о том, что писательство вызывает уважение в других людей. Чтобы хорошо писать, нужно придерживаться дисциплины. А человек почитает дисциплину и самопожертвование. Также сюда можно добавить точность, организованность и пунктуальность. Я бы хотел одолжить метафору из спорта. Когда мы наблюдаем за теннисистом на Уимбилдоне, мы восхищаемся его навыками, но при этом мы ничего не знаем о том, сколько усилий он приложил, чем пожертвовал, чтобы достичь такого уровня.
А вот эта польза от писательства зачастую удивляет людей.
Когда вы пишете и публикуетесь, вы подвергаете себя критике. Она неприятна, но неизбежна. Думаю, это главная причина, почему люди не пишут. Они боятся, что их творенье будет плохим и никому не понравится. Умение справляться с критикой – наилучший урок, который вам дает писательство. Но это и самый трудный урок.
Хотя сейчас писательство ценится меньше, чем в прошлом, нашему обществу нужно заново осваивать эту привычку. Перестаньте откладывать на потом и искать себе оправдания. Организуйте свои мысли и дисциплинируйте себя. Начните это делать прямо сейчас. В конце концов, вы должны принять критику, последующую потом.
Ден Трэвис, журналист, блогер
Перевод Виктории Теравской