Возьмем написание статей, например. Вы можете: 1) перелопатить тонну ресурсов в интернете, изучая правила составления текста; или 2) сфокусироваться на главных ошибках этого дела и избавляться от них, как только заметите
1. Потеря темы
Грех: Вы хотите писать о Теме 1, но также вас подмывает затронуть Тему 2. О! Тема 3 тоже довольно интересна! Но ведь еще есть Тема 4…
Камень преткновения. Если у вас нет ясной, четко сформулированной идеи (в единственном числе), о чем будет статья или что она должна сделать с читателем, вы обречены на сражение со смыслом на протяжении всего текста.
Решение: Представьте своего идеального читателя. Теперь представьте, что прямо сейчас смотрите на этого человека, и он спрашивает вас: «Как бы ты выразил тему статьи в одном предложении?». Дайте максимально лаконичный ответ. Затем сконцентрируйте вокруг него статью. И… Вуаля! У вас сфокусированная, связная статья, а не сборище разрозненных идей.
2. Бледный заголовок
Грех: Вы написали информативную, привлекательную статью, вполне достойную оказаться в чьих-то закладках. Но в итоге вы получаете лишь горстку просмотров. В такой ситуации поработайте над заголовком! 8 из 10 человек читают заголовки, только 2 из 10 — читают остальную статью.
Решение: Чаще авторы предпочитают придумать заголовок, и только потом приступить к написанию материала. Поменяйте эти действия местами. Напишите статью. Оцените ее: в чем ее польза для читателя? А вот теперь придумайте цепкий, сочный заголовок, из которого читатель сразу поймет, что получит! Например, вместо «Как написать хорошую статью» напишите «5 способов ошеломить читателя». Но будьте аккуратны с громкими словами в заголовках. Если вы заработаете репутацию ложных обещаний (яркие заголовки, скудное содержание), следующие ссылки на ваши статьи будут проигнорированы.
3. Промах подзаголовков
Грех: Вам удалось заманить читателей заголовком. Но по какой-то причине, они не задержались на странице с вашим материалом. Может быть, в статье не достает подзаголовков? Или подзаголовки есть, но они значительно уступают заголовку.
Решение: Как писатель, вы можете сторониться списков. Однако, некоторая структуризация может сыграть только на руку. Подзаголовки разбивают беспощадный поток текста, делают его легкоусвояемым. А еще, подзаголовки – отличная тренировка для вашей «литературной мышцы». Например, эта статья. Каждый подзаголовок представлен в виде пары слов. Это задает некий ритм и (я надеюсь) делает текст легким к восприятию.
4. Чопорная проза
Грех: «Предложение. Еще одно предложение. Затем последует еще одно предложение. А вот это предложение завершает абзац.» Эти предложения грамматически верны, но в целом они создают звенящее «ничто». Они механические, безжизненные и звучат так, будто единственная цель автора – нагромоздить связных слов и покончить с работой на сегодня.
Решение: Вы, наверное, где-то уже слышали этот совет, но он стоит повторения: Пиши, как говоришь! Пишите так, как сказала бы лучшая версия вас: уверенно, авторитетно и уважительно к взглядам читателя
5. Много слов
Грех: Совет «Пиши, как говоришь» может быть воспринят слишком буквально. Получается нечто вроде: «В общем, я хочу поговорить с вами о написании статей, и у меня много мыслей на этот счет, все они довольно важные, поэтому…»
Решение: По правде сказать, я тоже этим грешу. Я поступаю так: пишу черновик, затем безжалостно отсекаю все необязательные прилагательные, наречия, пассивный залог и тому подобное. Все, что не несет в себе практического смысла – долой! Конечно, я не следую этому принципу дотошно. «Необязательные» слова иногда очень кстати. Все в меру, как говорится.
6. Смятая концовка
Грех: Вы потратили так много креативной энергии на придумывание заголовка, введения и основного текста, что… ничего не осталось на заключение. Вы заканчиваете статью напутственными словами, которые выглядят плоско. Читатель остается со смутным ощущением неудовлетворенности.
Решение: Не дарите весь потенциал статьи введению. Роль вступления – лишь привлечь читателя, дать ему легкие предпосылки к основному телу статьи. Роль заключения – связать все нити воедино, подарить читателю ощущение, будто он грациозно сошел с поезда вашей мысли, а не был бесцеремонно вышвырнут!
Что еще?
Лично я, скорее, «держащий набор принципов в голове» автор, а не «погрязший в тонне жестких правил на все времена» автор. Когда вы варитесь в «словесном» бизнесе достаточно долго, вырабатывается чутье к тому, что работает и что – нет. Лучший совет, который я могу дать: Пишите часто, пишите много! Тогда все необходимое придет само собой.