«Если бы команда Pocket была животным, то это был бы муравей. Точно так же, как и муравей, небольшая группа сотрудников поддерживает сервис, который намного больше её собственных масштабов», — пишет редактор First Round Review.
Всего у Pocket более 20 млн пользователей. За всё время существования сервиса они сохранили более 2 млрд заметок. При этом у компании, основанной восемь лет назад, всего 20 сотрудников. В течение почти четырёх лет её основатель и генеральный директор Нейт Вейнер работал над проектом в одиночку. Он самостоятельно разработал и запустил сайт, iPhone- и iPad-приложения и API сервиса Pocket.
Команду минимального размера Вейнер считает огромным преимуществом для бизнеса: в небольшой команде проще сосредоточиться, воспитать нужную руководству культуру, в ней больше доверия между сотрудниками. «В 2011 году я решил нанять новых сотрудников и перестать работать в одиночку. Сколько человек мне было нужно? Казалось, что пять — это огромная цифра. Я построил всё самостоятельно, так зачем мне теперь столько народу?» — говорит основатель Pocket.
Сейчас Pocket готовится к переезду в новый офис, который будет соответствовать увеличившимся размерам команды. Тем не менее Вейнер надеется, что количество сотрудников не будет расти слишком быстро, и компания не потеряет свою атмосферу.
Меньшая численность сотрудников означает лучшую фокусировку
Как полагает Нейт Вейнер, небольшой размер команды для стартапа — скорее преимущество, чем недостаток. В первом квартале 2015 года сотрудникам Pocket пришлось работать более чем над 20 проектами — в компании на тот момент работало меньше 20 человек, то есть на каждого человека приходилось как минимум по одному проекту.
Небольшая численность работников, по словам Вейнера, заставила руководство жёстко расставлять приоритеты — важно было, чтобы в каждый момент времени команда занималась тем, что было важно, не отвлекаясь на побочные задачи. «Конечно, если бы мы были большой компанией, мы могли бы определить каждому проекту свою команду и менеджера и наступать по всем фронтам. Но у нас нет такой возможности, и это заставляет нас фокусироваться на самом важном», — отмечает генеральный директор Pocket.
Pocket удалось завершить лишь четверть проектов, запланированных на первый квартал. «Команде это не понравилось, все были подавлены. И в этот момент мы получили новый проект: Mozilla хотела встроить интеграцию с Pocket во все версии своего браузера. И тогда все сплотились вокруг этой цели — я почувствовал, что мы работали как в то время, когда нас было всего пятеро».
Вейнер советует руководителям стартапов понять, насколько важен для них каждый проект — и для этого задуматься о том, могло бы руководство бросить силы всей компании на реализацию одного проекта. «Если ответ “да”, то постарайтесь так и поступить».
Когда сотрудники Pocket закончили работу над проектом для Mozilla, они были очень воодушевлены — и с тех пор, по словам основателя компании, они не делят проекты между несколькими командами, а работают все вместе.
«Даже если у вас 100 сотрудников, вам стоит научиться воспроизводить тот же сценарий. Вспомните времена, когда все ваши сотрудники могли поместиться в одной комнате, и спросите себя, могли бы вы пустить все силы на один проект, если бы могли. Если ответ “да” — скорее всего, вам нужно построить более мобильную структуру и попытаться фокусироваться на главном», — говорит генеральный директор Pocket.
Теперь время на реализацию одного проекта в Pocket ограничено 30 днями. Небольшое количество сотрудников не даёт команде расслабиться, считает Нейт Вейнер.
Сохранение культуры и расширение навыков
Одной из наиболее важных вещей Вейнер считает сохранение корпоративной культуры. Легче всего это даётся, когда в компании работает один человек — он и является единственным носителем этой культуры. Однако даже с ростом компании команде удалось сохранить изначальный дух — во многом потому, что основные ценности Вейнер сформулировал для своих подчинённых очень чётко.
Именно сохранение корпоративной культуры помогает основателю Pocket нанимать нужных людей — и таким образом расширять навыки команды. В один момент Нейт Вейнер понял, что у него нет никаких дизайнерских знаний, и ему пришлось начать поиски специалиста в этой области. В итоге он нашёл дизайнера, который полностью разделяет видение и ценности команды. «Для стартапа жизненно важно набрать команду, которая относится к корпоративным ценностям так же, как создатель проекта. Они сделают ваш продукт лучше».
По словам Вейнера, ему удалось собрать команду, которая не только разделяет его ценности, но и в состоянии работать и быстро принимать верные решения без основателя компании. Небольшой команде это даётся проще, чем крупной корпорации со сложной иерархией.
“Сложнее всего для меня было отдать технические решения в руки моих сотрудников. Однажды у нас обнаружилась проблема, касающаяся фронтенда, и я предложил собственное решение. Разработчики отправились в другую комнату, чтобы обсудить возникший вопрос, и решение, которое нашли они, оказалось лучше моего. Для меня этот момент стал переломным — я понял, что могу полностью им доверять”.
Лучшая фокусировка и корпоративная культура — это очень важные вещи для небольшой команды, считает Нейт Вейнер. Но они не могут обеспечить её рост. Ещё одна вещь, которой должен научиться руководитель маленькой компании — обращать людей за пределами организации в часть проекта.
«Для команды нашего размера единственный способ масштабировать продукт — позволить самой платформе и пользователям распространять и развивать его», — полагает основатель Pocket. Издание First Round Review рассказывает, как Pocket использует свою платформу и базу лояльных пользователей для роста.
Платформа
В первые годы существования Pocket целью Нейта Вейнера было распространить сервис по всей сети, чтобы пользователи могли отправить в закладки любой понравившийся им текст. Приложение должно было поддерживать любые устройства и создавать уникальный опыт для каждого пользователя — а это означало, что сам сервис должен был быть чрезвычайно гибким и масштабируемым.
Сегодня приложение Pocket интегрировано более чем с 2000 других проектов — среди них Twitter, Firefox, Flipboard и другие. Такого результата компания достигла, не прибегая к рекламе или маркетингу — всё дело, по мнению редактора First Round Review, в простоте работы с Pocket для сторонних разработчиков. Сейчас, по словам Нейта Вейнера, вся команда сосредоточена на расширении возможностей платформы — у руководства есть множество идей, как помочь сервису расти ещё быстрее, учитывая обратную связь от партнёров.
Нейт Вейнер даёт несколько советов по организации платформы.
Сделайте работу с ней предельно простой
Команда Pocket при принятии всех важных технических решений старается понять, как сделать взаимодействие с сервисом проще для партнёров. «Например, Pocket, как и множество других стартапов, предоставляет сторонним разработчикам доступ к своему API. Но чтобы упростить процесс работы с ним, команда также приводит примеры использования методов API в коде», — пишет First Round Review.
Основатель Pocket пришёл к такой концепции несколько лет назад. Он занимался разработкой открытого инструмента для встраивания сторонних сервисов в iOS-приложения ShareKit, и, по его словам, решил реализовать его таким образом, чтобы любой разработчик мог буквально при помощи одной строки кода добавить интеграцию с другим приложением (в том числе, и Pocket). «Конечно, при желании любой программист может сделать это самостоятельно. Но мне хотелось облегчить жизнь разработчиков», — говорит Вейнер.
«Если к нам приходят представители Twitter и объявляют, что хотят интегрировать Pocket в свой сервис, а после этого больше месяца пытаются разобраться с технической стороной вопроса, то мы их потеряли. Очень важно, чтобы партнёр мог быстро разобраться с принципами работы с платформой», — отмечает основатель и генеральный директор Pocket.
Разработчики должны быть в состоянии настроить интеграцию самостоятельно
Важная часть идеологии Pocket — сделать собственную платформу не только простой, но и такой, чтобы любой сторонний разработчик мог бы начать работать с ней самостоятельно, без какой-либо поддержки. Как отмечает Нейт Вейнер, большая часть интеграций с Pocket была осуществлена разработчиками самостоятельно.
Такая концепция во многом определяется размером команды — у сотрудников попросту нет времени помогать каждому, кто желает настроить интеграцию своего приложения с Pocket. По мнению Вейнера, если бы не качество самой платформы, многие важные партнёрства не были бы заключены. Например, представители сервиса Kobo предложили команде Pocket настроить интеграцию двух сервисов — и выделили сотрудникам на это два месяца. Однако руководство Pocket предложило команде Kobo интегрировать сервисы самостоятельно при помощи API — и это заняло всего две недели.
«Идеально, если сторонние разработчики и партнёры могут интегрировать Pocket в свои приложения, ни разу не устанавливая контакт с сотрудниками Pocket», — говорит Вейнер.
Сами пользователи часто способствуют настройке интеграции Pocket с другими сервисами — отправляя запросы в технические службы других компаний. «Компании узнают о нашем сервисе — и понимают, что могут воспользоваться API самостоятельно. А мы просто в один прекрасный момент узнаём, что Pocket теперь интегрирован в тот или иной проект».
Это не значит, что Pocket отказывается от каких-либо коммуникаций со своими партнёрами. Команда развивает стратегические отношения со многими компаниями. Так, строить взаимоотношения с Mozilla проект начал ещё тогда, когда назывался Read-it-Later (то есть до 2012 года).
Ещё один принцип, которого придерживается команда Pocket — сохранение простоты и прозрачности пользования платформой на всех этапах. «Удачная интеграция знаменует не только завершение сделки, но и начало рабочих отношений», — отмечает Нейт Вейнер.
Издание First Round Review полагает, что одна из самых главных вещей, которую любой стартап может вынести из опыта Pocket — важность построения простой платформы, с которой сторонние разработчики смогли бы взаимодействовать самостоятельно. Такая платформа может «заменить» многие отделы, которые существуют в крупных корпорациях — отделы продаж, аналитики, технической поддержки.
Пользователи
По мнению основателя Pocket, современные пользователи интернета и мобильных устройств настолько привыкли ко всему новому, что любой сервис, который кажется им «устаревшим», воспринимается ими неохотно. Большинство жителей больших городов не хочет вспоминать, как люди заказывали такси без Uber или смотрели ТВ без стриминговых сервисов. Pocket, считает Нейт Вейнер, относится как раз к таким «новым» сервисам: обнаружив, что тот или иной сервис не поддерживает интеграцию с Pocket, пользователи спрашивают себя, почему его создатель не считает нужным интегрировать новую и удобную технологию.
Нейт Вейнер называет два способа, с помощью которых пользователи поддерживают распространение и рост Pocket.
Обратная связь
В первые годы существования Pocket стратегия руководства заключалась в том, чтобы выпускать на рынок полностью готовый продукт, представляя большие релизы, в среднем, раз в год. Команда тщательно тестировала каждый аспект взаимодействия с сервисом и работала по «водопадной» модели.
С ростом пользовательской базы сотрудники Pocket решили сместить акцент и позволить пользователям в какой-то мере принимать участие в разработке приложения. «Для каждого стартапа наступает момент, когда ему приходится сделать выбор между совершенством и развитием», — говорит Вейнер.
Команде Pocket пришлось изменить способ работы — теперь пользователи получают обновления гораздо чаще (раз в пять-шесть недель). При этом теперь сотрудники не настолько увлечены доведением продукта до идеального состояния — в этом проекту помогают пользователи уже после релиза очередной версии.
Пользователи выполняют в компании роль удалённых сотрудников, которые советуют, как можно улучшить продукт.
“Представьте, что у вас есть одна стрела. Вы долго целитесь, выпускаете её — и не попадаете. Мы предпочли модель, в которой у нас есть столько попыток, сколько нужно, чтобы всё-таки попасть в цель”.
Выпуск бета-версий — хороший способ проверить реакцию аудитории на нововведения в проекте, особенно, если верно его использовать, считает Нейт Вейнер.
Проводите опросы
Как отмечает Нейт Вейнер, он всегда поражался энтузиазму преданных пользователей Pocket. По его словам, команде часто приходят письма, в которых люди не жалуются на возникшие ошибки, а рассказывают, как им понравился продукт.
Чтобы в полной мере использовать энтузиазм таких пользователей, команда использует специальные инструменты — например, проводит среди них опросы. Как рассказал Вейнер изданию First Round Review, в последней бета-версии приложения был встроен опрос — и сотрудники получили более 600 ответов. Больше всего обратной связи, говорит Вейнер, компания получает именно через этот канал. «Получается, что наша команда разработки общается с пользователями прямо в приложении».
Многие стартапы, отмечает основатель Pocket, также проводят опросы среди пользователей, но почему-то рассматривают их результаты как нечто не очень значимое. Нейт Вейнер призывает своих сотрудников обращать внимание не только на сами результаты, но и на то, что стоит за ними.
Когда пользователь даёт вам обратную связь, описывает свою проблему, он, чаще всего, тут же предлагает, как её можно решить.
Нейт Вейнер даёт несколько советов тем, кто собирается проводить опросы среди пользователей:
- Сегментируйте аудиторию. Команда Pocket выделила три основных группы пользователей: «случайные», «ядро» и «неактивные». Сотрудники всегда стараются убедиться, что на опрос ответили представители всех трёх групп, чтобы выборка получилась репрезентативной.
- Опустите планку сложности опроса. Время заполнения каждой анкеты, которую рассылает Pocket, не превышает пяти минут. Чаще всего — даже меньше. Команда предпочитает задавать меньше вопросов, но делать это чаще.
- Используйте несколько каналов связи с пользователями — электронную почту, чат внутри приложения, форму обратной связи.